Продуктовое эмбарго и кризис оказали серьезное влияние на рынок пищевой промышленности за ушедший год. Сильнее всего это отразилось на рынке кондитерских изделий. Сначала произошло резкое повышение стоимости главного сырья (какао-бобов), затем снизился спрос россиян, стремящихся оптимизировать продуктовую корзину для уменьшения трат. Впрочем, эксперты утверждают, что подводить итоги рано: в следующем году ожидается продолжение спада продаж.
По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), потребление шоколадных изделий в России с начала 2015 года снизилось на 8,4%. Это связано с изменением потребительского спроса в сторону более дешевых продуктов кондитерского рынка: (не шоколадные конфеты, мармелад, халва, зефир и т.п.) и остался неизменным интерес к мучным кондитерским изделиям с длительными сроками хранения (печенье сахарное, затяжное, сдобное, комбинированное).
Основное снижение спроса пришлось на более дорогую импортированную продукцию. В зависимости от категории падение импорта составило за январь-август 2015 года 30-45%. Во многом именно с этим связано увеличение продаж местных компаний: российские производители выпечки сумели компенсировать выпавшие объемы импорта.
По данным ЦИКР, продажи на экспорт до сих пор являлись довольно существенной статьей кондитерской отрасли, на них приходилось 20-25% произведенной в РФ продукции. Однако в этом году объемы экспорта шоколадных изделий также показали снижение на 13%. Основными покупателями российской кондитерской продукции в мире являются страны – бывшие республики СССР, такие как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения.
Компаний, выигравших в этом году, нет, говорят эксперты. Но под наибольший удар попали средние и маленькие участники рынка, ориентированные на региональное потребление и не экспортирующие свою продукцию.
Выходом в текущей ситуации может стать снижение издержек. Некоторые компании уже начали процесс оптимизации. Одним из выходов может стать сокращение персонала, однако пока компании предпочитают использовать другой способ сокращение издержек – заменять дорогие ингредиенты на более дешевые аналоги.
В следующем году импортозамещение перестанет быть основным двигателем роста, поскольку рынок уже адаптировался к сложившейся ситуации, поэтому крупные региональные компании сконцентрируются на повышении эффективности производства.
Источник: http://abireg.ru