Как санкции меняют рынок сладостей и модели потребления?

24.05.2022
В период пандемии траты российского населения на кондитерские изделия выросли на 6,5-10%, а вот показатели по импорту и экспорту заметно снизились. Российские производители очень рассчитывали в 2022 году отыграть потери ковидных лет и вернуться на траекторию роста, но международные санкции в очередной раз заставили пересмотреть планы. На какие драйверы сегодня делать ставки, и кто готов покупать продукцию у южноуральских пищевиков, рассказал коммерческий директор «УРА Кондитеры» Сергей Ульянов.

Компания «Ура Кондитеры» появилась более четверти века назад: первая линия по производству затяжного печенья была запущена в Челябинске еще в 1995 г. Сегодня предприятие входит в перечень крупнейших производителей мучных кондитерских изделий в стране, производственные мощности компании позволяют производить более 24 000 тонн продукции в год, в ассортименте компании более 100 наименований продуктов.
«Ура кондитеры» поставляет продукцию практически во все регионы РФ и во многие страны ближнего и дальнего зарубежья.
Сергей Викторович, как новые международные санкции изменили географию ваших продаж? Какие каналы импорта-экспорта закрылись? Какие новые появились?

— В результате санкционной политики Запада нарушились многие привычные международные логистические цепочки, что явилось причиной временной приостановки поставок нашей продукции в Германию и США. Для многих обывателей удивителен сам факт того, что мы поставляли свою продукцию в Европу и Соединенные штаты Америки, ведь там очень большая конкуренция, тем не менее, мы развивали это направление. Изначально спрос на наши сладости там обеспечивали этнические россияне, выходцы из нашей страны. Они ностальгируют по отечественной продукции и ценят её натуральный состав. Сегодня ключевыми направлениями поставок мы считаем Китай и страны СНГ, в первую очередь, Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Азербайджан, Узбекистан. Эти рынки характеризуются устойчивым спросом на российскую продукцию. Перспективным может быть сотрудничество со странами Европы, Африки, Азии.

Около пяти лет мы развиваем продажи на рынках Китая. Поддержку в развитии экспортного направления нам оказывает государство. Мы сотрудничаем с РЭЦ — это Российский Экспортный Центр, у которого есть подразделения в больших городах, в том числе, в Челябинске работает ЦПЭ — Центр Поддержки Экспорта, через который мы ищем клиентов и партнеров за рубежом. Они помогают с организацией выставок и бизнес-миссий.

Ещё одна новая для нас форма зарубежных презентаций — шоу-румы продукции российских экспортеров, действующие в разных городах мира на постоянной основе. Там отечественные производители могут выставлять свои товары, проводить дегустации, получать маркетинговую поддержку и продвигать продукцию на широкую аудиторию.

Мы присутствуем на площадях четырех дегустационно-демонстрационных павильонов — в том числе в Вьетнаме, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте. Сегодня основная сложность в силу закрытия границ и периодических ограничений – наладить переговорный процесс с зарубежными контрагентами. Когда зайти на рынок удалось, развиваться легче.

В России у нас идут переговоры с интернет-ритейлерами. Продажа печенья и конфет через маркетплейсы, конечно, связана с рядом сложностей, в том числе со сроками хранения. Но все решаемо. Мы одни из первых на Урале, кто подключились к сервису «Яндекс.Еда», который в основном специализируется на доставке ресторанных блюд. Объемы не гигантские, но мы там есть и это можно рассматривать как рекламный проект.

— Как волатильность валют и рост цен на сырьё повлияли на себестоимость производства? Насколько пришлось поднять цены на конечную продукцию? Отражается ли это на спросе и реализации?

— По факту, за последние полтора года цены на некоторые продукты, которые мы используем в качестве сырья для изготовления печенья и сладостей, выросли более чем на 100%. Возьмите хотя бы ключевые составляющие: мука, сахар, жиры. То же самое — изюм, джемы, орехи и так далее. Также рост цен на сырьё был вызван удорожанием логистики , но мы надеемся что появятся новые пути и способы доставок.

Разумеется, мы вынуждены поднимать цены на готовую продукцию, хотя стараемся не допускать резких скачков цены, делаем это плавно, поэтапно. Ни одно предприятие не сможет работать себе в убыток. И получается, что население за те же самые 300 грамм печенья платит больше, чем год-полтора назад.

Хорошо, что большинство наших контрагентов понимают, что это не «Ура Кондитеры» накручивают себе прибыль, а ситуация в экономике такая. А вот чтобы наращивать объемы производства и продаж, нам производителям приходится прикладывать немало усилий для освоения новых рыночных сегментов, каналов продаж, новых территорий и стран.

Конечно есть проблемы с реализацией из-за нестабильности валютных курсов. Например, в странах СНГ курсы национальных валют показывают огромную валотильность, что в свою очередь влияет на ценообразование. Как следствие, процент повышения цен на разных территориях различен.

— Потребление сладкого выросло или сократилось? О чем свидетельствуют ваши показатели? Эксперты говорят о росте трат на сладости с начала пандемии.

— По моему мнению, потребление печенья в целом осталось на прежнем уровне. Рост статистики по тратам на сладости мы видим, как раз из-за роста цен. Кушают же люди по-прежнему, сколько привыкли.
— Мы понимаем, что современные производства должны постоянно работать над ассортиментом, поскольку людей всегда привлекает новое. Какими новинками вы радуете сладкоежек?

— Безусловно, люди очень любят пробовать новые вкусы. Кондитерские изделия — это продукт для получения положительных эмоций. Человек увидел аппетитное изделие и принял решение о покупке. Поэтому работаем над новыми рецептурами и внешним видом непрерывно, на протяжении 27 лет, с момента запуска первой линии кондитерского цеха по производству затяжного печенья. За это время наша компания увеличила ассортимент от трёх наименований до сотни. Сегодня у компании «Ура-Кондитеры» достаточно товарных позиций для выбора самого требовательного и искушённого покупателя. Наши хиты – это «Апельсинка», «Малинка», «Гримальди», «Со вкусом сыра», десерты «Уральский метеорит», «Султанчики», «Восточная сказка», конфеты «Птичье молоко», мармелады с различными вкусами и добавлением натуральных соков. Так как у нас есть интерес охватить больше международных рынков, работаем над англоязычным неймингом – переводим названия продуктов на другие языки, разрабатываем новый дизайн упаковки.

Сейчас мы активно развиваем категорию печенья на рецептуре затяжного печенья в европейском варианте, с более легкой и хрупкой структурой. Ставим развитие этого сегмента в приоритет, поскольку для его производства у нас используется очень технологичная итальянская производственная линия, на которой мы проходили сертификацию по европейскому стандарту FSSC 22000 — одну из наиболее продвинутых систем контроля безопасности пищевых продуктов. Тут на самом деле большой перечень разновидностей форм и начинок. Например, лично мне очень нравится затяжное печенье «Гримальди». Это печенье производится с разными вкусами и добавками – есть с изюмом, злаками и кунжутными семечками, а также с вкусом карамели.
— Сейчас тренд на ЗОЖ – двигаетесь ли вы в этом модном направлении?

— Разумеется, мы видим тренд на ЗОЖ во всех его проявлениях. «Без ГМО», без сахара, «без глютена», продукция с такими характеристиками более востребована у обеспеченных слоев населения. Но тренд есть тренд – люди об этом думают, мечтают ему следовать, некоторые практикуют. Но все-таки процент людей, которые привыкли к классическим сладостям, гораздо выше.

Компания «Ура кондитеры» всегда работает в этом направлении. Не так давно наш технолог отработал рецептуру и процесс производства такого продукта, как «протеиновое печенье». Но покупатели часто становятся заложниками мифов о еде и имеют ошибочное мнение о пользе тех или иных продуктов. Сколько неоднозначной информации мы читаем о пальмовом масле? В какой-то момент его внезапно стали считать вредным, а на самом деле пальмовое масло, как и любой другой продукт, может быть и полезным, и вредным. Всё зависит от производителя и его стандартов. Но это не значит, что мы игнорируем тренды. Для тех, кто им следует, у нас есть отдельная линейка печенья в категории «без пальмового масла». Выбирайте то, что нравится.

— В пандемию особое значение приобрела индивидуальная упаковка продуктов. Вы замечаете снижение продаж «на развес» и рост упакованного печенья?

— «Ура кондитеры» давно вышла на рынок с предложением фасованных продуктов. Вы совершенно верно задали вопрос о перераспределении долей продаж в сторону фасованного продукта, но фактически это происходит очень медленными темпами т.к. есть ценовая разница между весовым и фасованным способом упаковки, и она не в пользу фасованного. Российское законодательство допускает выбор развесовки товара на усмотрение производителя. Об этом вообще можно очень долго говорить. Упаковка для сладостей должна обеспечивать экологичность, безопасность, сохранять внешний вид и качество, обеспечивать заявленные сроки хранения, а также нести на себе информационную нагрузку. Мы всегда придирчиво смотрим как на сам материал, в который мы упаковываем продукцию, так и на оформление, ведь покупатель всегда выбирает продукт «по одёжке». Упаковку для наших продуктов разрабатывает европейское дизайнерское агентство, которое работало над созданием многих европейских дизайнов.

Как я уже упоминал, в этом году мы выпустили линейку упаковки с англоязычными названиями. Часть нашей продукции, которая стала максимально популярной и востребована за рубежом, получила англоязычный нейминг. То есть, название указано на упаковке на английском языке. Тем самым мы прокладываем себе путь на рынки других стран и привлекаем внимание отечественных потребителей.

На самом деле, на некоторых рынках есть парадокс спроса, который проявляется в своеобразной «антипатриотичности». Например общаясь с китайцами , мы услышали что  на российские продукты они всегда смотрят, как на более экологичные, потому что у нас много натуральных ингредиентов в составе , на европейские как на более безопасные. Что касается кондитерских изделий, если будет выбор, возьмут европейское, потом российское , и только потом свое- китайское. Вот такая интересная вещь, и она работает на многих рынках. В России также: выберут в первую очередь импортируемую продукцию, предполагая, что она имеет завышенные качественные показатели. Ещё, справедливости ради, нужно сказать, что продвижение товара на рынках других стран имеет свои особенности и отличия. Так, в Китае не обойтись без продвижения и рекламы в интернете с привлечением блогеров.

Конечно, упаковка подбирается в зависимости от рынка, на который вы идёте. Мы, например, сейчас делаем предложение в арабские страны, и там потенциальные контрагенты просят премиальный продукт. То есть там не продаются продукты, которые выглядят дёшево. Им нужны продукты в упаковке с высоким индексом экологичности и коротким сроком разложения, либо жестяная банка, которая обеспечит абсолютную защиту продукта от каких-то деформаций и воздействия внешних факторов.

В заключении хотелось бы ещё раз сказать, что компания «Ура кондитеры» всегда радовала и будет радовать своей продукцией всех, в том числе самых требовательных покупателей.


Возврат к списку